Египтянин, родился около 250 года в деревне Кома близ Гераклеи. По смерти своих благородных и богатых родителей он разделил доставшееся по наследству имущество со своей малолетней сестрой, пристроил ее у каких-то родственников, свою часть имущества раздал нищим и на 20-м году жизни посвятил себя подвижничеству, к которому стремился с детства. Сначала подвизался он вблизи родного села, а [затем], чтобы избежать беспокойств от людей, удалился в пустыню на берега Красного моря, где отшельником провел 20 лет, ни с кем, кроме Бога — в непрестанной молитве, размышлении и созерцании, — не общаясь и терпеливо перенося неописуемые бесовские искушения. Слава о нем пронеслась по всему миру, и вокруг него собралось множество учеников, которых он собственным примером и назиданиями наставлял на путь спасения.
За 85 лет своей подвижнической жизни он лишь дважды посещал Александрию: в первый раз — ища мученичества во время гонения на Церковь, а во второй — на призыв святителя Афанасия Великого, чтобы опровергнуть клевету ариан, утверждавших, якобы и он приверженец ереси Ария. Скончался на 105-м году жизни, оставив после себя целую рать учеников и подражателей.
Хотя преподобный Антоний [и] не был [человеком] образованным, ему приходилось быть советником и наставником ученейших людей той эпохи — таких, как святитель Афанасий Великий. Когда некие эллинские философы искушали его книжной мудростью, святой Антоний пристыдил их вопросом:
«Что древнее: разум или книга? И что из этого дало начало другому?»
Обескураженные философы ушли восвояси, ибо увидели, что обладают они лишь заученными цитатами без разум[ени]я, а у Антония есть разум [ение]. Вот человек, восшедший к такому совершенству, какого вообще способен достигнуть человек на земле. Вот воспитатель воспитателей и учитель учителей, который целые 85 лет исправлял себя и только так мог исправить и многих других. Исполненный многими летами жизни и великими делами, преподобный Антоний упокоился в Господе в 356 году.
Рассуждение
Преподобный Антоний учит:
«Возлюби смирение — оно покроет все твои грехи. Все грехи мерзостны пред Богом, но самый гнусный из всех — это гордость сердца… Не считай себя ученым и мудрым, иначе пропадут твои труды, и ладья твоя причалит к берегу пустой… Если имеешь великую власть, никому не угрожай смертью: знай, что по природе и ты подлежишь смерти и что всякая душа сбрасывает с себя, как последнюю одежду — свое тело.»
В Византии существовал причудливый и назидательный обычай при короновании царей в храме Святой Софии. В частности, патриарх, возлагая корону на голову императора, давал ему в руки и шелковую суму, наполненную землей из могилы. [Это для того], чтобы и цари памятовали о смерти, избегали любой гордости и были смиренными.
(Свт. Николай Сербский«Охридский пролог»)