27 сентября 2021 года в Покровском женском монастыре за Божественной литургии встретили двунадесятый праздник Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.
Накануне вечером было совершено Всенощное бдение с выносом Креста в центр храма для поклонения верующим. Ключарь храма Преображения Господня иерей Максим Карпов совершил Божественную литургию, после чего был совершен чин поклонения Кресту.
Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
В сей день празднуются два события, связанные с Честным Крестом Христовым:
первое — это обретение Честного Креста на Голгофе
и второе — это возвращение Честного Креста из Персии в Иерусалим.
Некий старый еврей по имени Иуда — единственный [из всех] — знал место, где находился Крест. Царица Елена заставила его [открыть тайну], и он объявил, что Крест зарыт под храмом Венеры, воздвигнутом на Голгофе императором Адрианом. По приказу царицы сие идольское капище было разрушено [причем воины], копавшие вглубь, нашли три креста. Царица была в недоумении, как распознать Крест Христов. Но как раз в ту пору мимо проходила похоронная процессия. Тогда патриарх Макарий повелел возлагать на покойника обретенные кресты один за другим. Когда возложили на него сначала первый, а затем второй крест, мертвец лежал недвижимо. Но когда был возложен третий крест, умерший ожил. По сему и узнали, что это — Честной и Животворящий Крест Христов. Потом возложили его и на некую болящую женщину, и она выздоровела. После этого патриарх поднял Крест ввысь, чтобы увидел его весь народ, — и все люди со слезами воспевали:
«Господи, помилуй!»
Царица Елена сделала серебряный ковчег и поместила в него Честной Крест. Спустя три века царь Хозрой, завоевав Иерусалим, увел множество людей в рабство и унес Крест Господень в Персию. В Персии Крест пребывал 14 лет. Греческий царь Ираклий, победив Хозроя в 628 году, со славою возвратил Крест в Иерусалим. Входя в город, царь Ираклий нес Крест на своих плечах. Но внезапно царь остановился и не мог ни шагу ступить далее. Патриарх Захария увидел Ангела, препятствовавшего царю идти под Крестом в роскошной императорской порфире, да еще по тому же самому пути, по которому Господь шел босым и униженным. О сем видении патриарх объявил царю. Тогда царь снял [порфиру и драгоценную обувь] и — в бедной одежде и босой — взял Крест, вознес его на Голгофу и положил в храм Воскресения — к отраде и утешению всего христианского мира.
Святитель Николай Сербский
«Охридский пролог». СЕНТЯБРЬ